Pilot-BIM: Российское ПО - среда общих данных BIM-проектов для автоматического формирования и коллективной работы с консолидированными моделями.
Pilot-BIM — комплексное решение для заказчиков, девелоперов, проектировщиков и подрядчиков, ведущих работу по технологии информационного моделирования.
Pilot-BIM предназначен для задач:
Областное государственное казённое учреждение «Челябоблинвестстрой» (далее — ОГКУ) - подведомственное учреждение Министерства строительства Челябинской области, технический заказчик при проектировании и строительстве крупных, социально значимых объектов региона. В 2022 году, следуя требованиям Постановления Правительства №331 об обязательном применении информационного моделирования для объектов госзаказа, в ОГКУ протестировали и внедрили среду общих данных Pilot-BIM.
Первый год её эксплуатации сразу принес результаты:
Как сегодня организована работа технического заказчика в среде общих данных, в деталях узнали у начальника отдела развития строительного комплекса ОГКУ «Челябоблинвестстрой» Александра Федяева.
В текущий момент мы ведём 55 моделей проектируемых объектов и взаимодействуем с контрагентами из четырёх регионов страны. Сегодня на всех крупных объектах Челябинской области в обязательном порядке используются цифровые информационные модели (ЦИМ). Динамика ведения информационных моделей нарастает, предстоит значительный объём работ, и его необходимо чётко структурировать. Поскольку мы - государственный заказчик и можем работать только с форматом ifc, то мы не ограничиваем проектировщиков: они работают в любых программных продуктах.
Примеры проектов ОГКУ «Челябоблинвестстрой»:
Я пришёл работать в компанию, когда тестирование Pilot-BIM подходило к концу, но успел принять в нём участие. Пилотным проектом занималась небольшая группа инициативных сотрудников по заданию руководства. Прежде всего тестировали функционал проверки 3D-моделей. Мне был интересен именно он, а также удобство системы в целом: есть ли какие-то принципиальные для нас недостатки?
Что оценивали:
Нас интересовало, как открыть, изучить, проверить 3D-модель и вытащить из неё необходимую информацию.
Теперь благодаря среде общих данных мы можем автоматически выявлять коллизии, сохранять точки обзора, чтобы писать пожелания для проектировщиков, сопоставлять геометрические размеры, работать с секущей плоскостью, проставлять замечания, отслеживать динамику моделирования при помощи версионности, подписывать документы электронной цифровой подписью и многое другое.
Юлия Захарова,
менеджер по маркетингу продуктов Pilot:
«Чем позже обнаружить ошибки в проекте, тем более значительные корректировки придётся вносить в модель проектировщику и тем больше времени потребуется на принятие новых проектных решений и их согласование. Если проводить проверки постоянно в процессе проектирования и сразу вносить корректировки, можно выиграть в качестве проекта, сократить сроки работы над ним и избежать расходов на устранение недочётов. Пользователи Pilot-BIM проводят автоматизированные проверки на коллизии с момента появления первой версии модели. Они проверяют разные части модели и разные типы элементов, управляют допустимыми габаритами пересечений. По итогам каждой проверки формируется список коллизий, а тело пересечения элементов подсвечивается на модели, чтобы с коллизией было удобнее работать».
В целях унификации и облегчения поиска нужной информации на этапе проектирования мы ведём все информационные модели по одинаковой структуре. Программный продукт позволяет сохранять не только все версии документации, но и промежуточные процессы её согласования и утверждения.
Изначально в Pilot-BIM я столкнулся с тем, что создавал пустую папку проекта и искал способы её наполнения. Когда параллельно идёт до сотни проектов, нужно типовое решение, чтобы упростить навигацию. Поэтому мы создали исходную структуру, которая видоизменяется и дополняется в ходе работы.
Структуру ЦИМ мы формируем самостоятельно в техническом задании, исходя из своих предпочтений и пожеланий по проверке модели. Она может быть организована по разделам, по уровням, по захваткам, по осям, но это всё должно быть чётко прописано, чтобы в дальнейшем не возникало сложностей.
Требования к ЦИМ, исходя из нашего опыта, мы можем разделить на две категории. Первая - регламентируемые требования. Для нас есть ограничения в виде Сводов Правил, форматов, атрибутивного наполнения и детальности проработки. Вторая - нерегламентируемые, так называемые персонализированные требования: структура ЦИМ, дополнительное атрибутивное наполнение и график промежуточных загрузок.
В требованиях по наполнению модели мы руководствуемся прежде всего удобством. Например, разбивка модели по разделам, уровням, захваткам или осям для навигации — она нигде не регламентируется, но разные сотрудники предпочитают разные способы. Поэтому способ разбивки - не аксиома, при обнаружении новых удобных способов навигации его можно изменить.
Есть критерии к требованиям по наполнению модели, которые обозначены в СП 303.1325800.2017, но они отчасти избыточны и усложняют процесс проектирования. На данном этапе развития технологий информационного моделирования нам эта информация не нужна. Проще сказать, что у любого элемента должны быть, например, наименование, производитель, цвет и материал. Этого достаточно для того, чтобы сузить задачу, и проектирование шло быстрее.
Атрибутивное наполнение также регламентируется, но мы вправе дополнять требования. Не все коллизии в модели для нас принципиальны. Например, какие-то пересечения кабельной продукции могут не иметь значения, поэтому необходимо создать внутренний регламент проверки модели с описанием видов коллизий:
критичные, которые необходимо устранить
некритичные или допускаемые, которые возникают в связи с особенностями моделирования.
Критичность коллизий каждый заказчик определяет самостоятельно. Кому-то критично пересечение двух проводов в одном месте. А электрик на объекте может сказать, что спокойно подогнёт или перенесёт эти провода.
Атрибутивное наполнение модели: чек-листы
Созданные нами чек-листы детализации элементов - это общая концепция. Но у каждого элемента должно быть своё атрибутивное наполнение. Сейчас мы делаем это усреднённо. Постепенно работаем над тем, чтобы в разных разделах, например, АР и КР, были разные атрибуты. Чек-лист — это своеобразный регламент работы организации с ЦИМ-моделью. Сотрудники могут открыть его в любой момент и посмотреть, какие атрибуты должны быть, например, у элемента «окно» из раздела АР. Должны ли у него быть указаны фурнитура и оснастка? Да, должны, но в проекте нет. Тогда выставляем замечания и обращаем внимание на то, что эти требования должны быть в техническом задании к проработке модели.
Поскольку мы являемся техническим заказчиком и ведём работы на момент постройки здания, то после с этим объектом никаких взаимодействий не осуществляем. В целом наше влияние на жизненный цикл всего здания очень мало. Поэтому мы начали проработку и создание подобных чек-листов детализации элементов раздела АР и проговариваем со службами эксплуатации, для которых мы эти здания строим, чтобы они уже сейчас понимали, что получат в итоге, и вносили свои дополнения.
Перспектива — интеграция СОД с ИСУП
Обычно у меня параллельно идут двадцать проектов, стартовавших в разное время, с разной степенью готовности и разными сроками выдачи. Чтобы не создавать путаницы хаотично вносимыми изменениями, я установил определённый интервал обновления модели. Это помогает отслеживать динамику и регламентировать, что, например, раз в две недели во вторник подрядчик направляет мне свою обновлённую информационную модель, я открываю её и сравниваю с предыдущей версией. Пока что я проверяю модели единолично: их публикуют, мне приходит уведомление, я проверяю и выставляю замечания.
Конечной точкой формирования информационной модели объекта капитального строительства на этапе проектирования является полученная рабочая и проектная документация, сметы, ведомости объёмов работ и ЦИМ, которую мы в дальнейшем планируем передавать в информационную систему управления проектами (далее - ИСУП) Минстроя России. Интеграция с ИСУП - это самые грандиозные и масштабные планы на ближайший год.
Pilot-BIM занимает место информационной системы подрядчика, которая интегрируется с ИСУП. Мы хотим выстроить следующий рабочий процесс: на стадии проектирования используем Pilot-BIM, после нажимаем кнопку экспорта, и конечный результат работ по контракту на проектирование улетает в ИСУП. Вся информация хранится в Pilot-BIM, а в ИСУП начинается своя работа со стройкой.
У нас сложилось прекрасное взаимодействие с челябинским офисом АСКОН, коллеги помогают до сих пор, если возникают вопросы. Чаще всего мы решаем организационные моменты: предоставить совместный доступ проектировщикам, обучить тех, кто подключается к системе впервые, техническое сопровождение Pilot-BIM. Даже если бы я смог разобраться в этих вопросах самостоятельно и обучать этому других, в том числе наших контрагентов, у меня всё равно не хватило бы ресурсов.
Игорь Шутов, менеджер BIM РЦ АСКОН-Урал:
«Опытная эксплуатация Pilot-BIM в ОГКУ «Челябоблинвестстрой» началась с простых задач по переносу текущих проектов в систему без участия подрядных проектных организаций. В результате создали удобный архив и загрузили в состав разделов пилотного проекта цифровую информационную модель.
Опытная эксплуатация завершилась к весне 2022 года и плавно перетекла в областной пилотный проект. Появились вопросы взаимодействия между ведомствами, которые решались как на внутренних совещаниях, так и на встречах с нашим присутствием, где требовались консультации по настройкам распределения прав доступа и ролей пользователей системы. К лету 2022 года мы определили структуру взаимодействия: в среде общих данных появились не только ключевые службы технического заказчика области, но и частные подрядные проектные организации, территориально распределённые по всей стране.
На старте пилотного проекта силами нашего Регионального центра проводились инструктажи по работе в системе как для представителей служб технического заказчика, так и для проектных организаций. Благодаря этому нам удалось избежать большого количества проблемных ситуаций. Вопросы с подключением к системе помогала решать техническая поддержка Минцифры Челябинской области, а технические вопросы, связанные с работой в Pilot-BIM, мы решали самостоятельно.
В конечном итоге областной пилотный проект завершился успешно, а проекты, начатые ещё во время опытной эксплуатации, продолжаются в промышленной эксплуатации».
Сейчас в Pilot-BIM работают 20-25% от общего числа запланированных специалистов. Настроено взаимодействие с подрядчиками, которые выкладывают в нашу СОД проектную документацию. Ввиду того, что проверяю модели только я, согласование пока не проводим. Но позже планируем делегировать проверку и настроить каждому права доступа. Сейчас с подрядчиками мы взаимодействуем в системе гораздо активнее, чем внутри своей организации.
Эффект перехода на BIM-моделирование выражается в том, что мы отбили у подрядчика желание работать в плоскости и поднимать модели с чертежей. Промежуточная загрузка заставляет их либо удваивать затраты, либо работать сразу в BIM. Мы сначала приучаем подрядчика работать в таком режиме, а потом получаем дивиденды в виде повышения качества проектов. Улучшению качества чертежей способствует уменьшение числа пространственных и межвидовых коллизий. За год при проверке проектов мы нашли около 170 коллизий, а каждая коллизия - это будущая ошибка на этапе строительства.
Пока направление BIM только развивается, но это его естественный путь. Рано или поздно те, кто перешли на новую технологию, будут улучшать качество своей продукции, а кто остался в CAD-системах, будут вынуждены либо ускоренно переходить позже, либо не выдержат никакой конкуренции. Плюс, в перспективе BIM предполагает большую автоматизацию, когда введут классификатор строительной информации и начнут получать сметы из BIM-модели. И качество проектной документации и скорость её подготовки вырастут.
Генеральное проектирование. Разработка требуемых разделов проектной документации по 87п.п.; сопровождение в экспертизе. Проектная документация разрабатывается на сновании Цифровой Информационной Модели (ЦИМ ОКС). в соответствии с действующими нормами и правилами.
КОНТАКТЫ
Санкт-Петербург, ул.Кронверкская, дом 23А
Тел. офиса: +7 (812) 336-99-77
Коммерческий отдел +7-905-220-91-68
Технический отдел +7-921-920-20-99
info@biming.ru
РЕКВИЗИТЫ
АЙ Поставка, ООО ИНН 7813280276
КПП 781301001, зарегистрирована по адресу 197101, г. Санкт-Петербург, ул. Кронверкская, д. 23, лит. А, ПОМЕЩ. 14-Н. Полное наименоввние ООО "АЙ ПИ ДЖЕНИУМ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОСТАВКА И ИНЖИНИРИНГ"
© 2023 Компания BIMing. Все права защищены.